Тел: 050 555-77-96
Тел: 067 174-39-33

Нормы пожарной безопасности для пассажирских вагонов

Приказ Министерства транспорта и связи Украины 30.01.2009 N 103


42503-min.jpg

1. Общие положения


Нормы пожарной безопасности для пассажирских вагонов (далее - Нормы) определяют необходимый на данном этапе развития вагоностроения уровень противопожарной защиты пассажирских вагонов для перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте и направлены на снижение риска травмирования пассажиров и материальных потерь вследствие пожаров в вагонах.

Эти Нормы распространяются на проектирование, строительство новых, выполнения: капитально-восстановительного (КВР), капитального с продлением срока эксплуатации (КРП), капитального второго объема с модернизацией (КР-2М), капитального второго объема (КР-2), капитального первого объема (КР-1), деповского (ДР) ремонтов и эксплуатации на железнодорожном транспорте Украины колеи 1520 мм всех типов пассажирских вагонов.

Для вагонов-электростанций, вагонов-ресторанов, вагонов с буфетом, почтовых и багажных вагонов, вагонов-лабораторий и вагонов эти Нормы должны быть дополнены отдельными специальными требованиями с учетом специфики их назначения и согласованы с МПС.

Пассажирские вагоны, построенные до введения в действие этих Норм (вагоны, которым не выполнен ремонт в объеме КВР или КР-2М), должны соответствовать техническим условиям и конструкторской документации, по которым они строились.

Пожарная безопасность пассажирских вагонов обеспечивается системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, а также организационно-технических мероприятий на основании требований:

- Закона Украины "О пожарной безопасности";

- Закона Украины "О железнодорожном транспорте";

- НАПБ А.01.001-2004 Правила пожарной безопасности в Украине;

- НАПБ В.01.010-97 / 510 Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (ЦУО-0018);

- ДСТУ 4049-2001 "Вагоны пассажирские магистральные локомотивной тяги. Требования безопасности";

- ГОСТ 12.1.004-91 "Пожарная безопасность. Общие требования";

- ГОСТ, ОСТ, ТУ и других нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

Пассажирские вагоны и места проведения работ (КВР, КР-2М, КР-1, ДР) должны быть оборудованы знаками безопасности и соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ Цвета сигнальные и знаки безопасности и ДСТУ ISO 6309: 2007 Противопожарная защита. Знаки безопасности. Форма и цвет. В обязательном порядке должны быть обозначены места размещения переносных огнетушителей, генератора огнетушащего аэрозоля или самосрабатывающего огнетушителя в пульте управления комплексом электрооборудования насоса повышателей давления установки водяного пожаротушения, аварийных выходов через оконные проемы, а также места, где запрещается курение (тамбур котловой стороны вагона , коридоры, служебное и пассажирские купе, туалеты), и место, где разрешается курение (тамбур НЕ котловой стороны вагона).

Вероятность воздействия опасных факторов пожара (ОФП) на пассажиров для пассажирских вагонов, эксплуатируемых рассчитанное по методике согласно приложению А, не должна превышать 10.


2. Нормативные ссылки


В этих нормах использованы ссылки на следующие стандарты:


ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования| ГОСТ 12.1.005-88 | ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.044-89 ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и (ИСО 4589) материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.2.007.12-88 Источники тока химические. Требования Безопасности

ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности

ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 183-74 Машины электрические вращающиеся. Общие (СТ СЭВ 1346-78) технические условия

ГОСТ 25779-90 Игрушки. Общие требования к безопасности и методы испытания

ГОСТ 2582-81 E Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия

ДСТУ 2837-94 Преобразователи термоэлектрические. Номинальные (ГОСТ 3044-94) статические характеристики преобразования

ГОСТ 5542-87 Газы горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения. Технические Условия

ГОСТ 6323-79 Провода с поливинилхлоридной изоляцией для электрических установок. Технические условия

ГОСТ 7399-97 Провода и шнуры соединительные на номинальное напряжение 450/750 В. Технические условия

ДСТУ 2773-94 Аппараты электрические тяговые. Общие технические

(ГОСТ 9219-85) требования ГОСТ 12176-89 | Кабели, провода и шнуры. Методы проверки на (МЭК 332) нераспространение горения

ГОСТ 14254-80 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (МЭК 529-760) | (Код IP). Обозначения. Методы испытаний

ГОСТ 17515-72 Провода монтажные с пластмассовой изоляцией. Технические условия

ДСТУ ISO 6309: 2007 Противопожарная защита. Знаки безопасности. Форма и цвет

ДСТУ ISO Системы пожарной сигнализации и 7240-1: 2007 оповещения. Часть 1. Общие положения, Термины и определения

ДСТУ EN 54-2: 2003 Системы пожарной сигнализации. Часть 2. Приборы приемно-контрольные пожарные

ДСТУ EN 54-5: 2003 Системы пожарной сигнализации. Часть 5. Извещатели тепловые точечные

ДСТУ EN 54-7: 2004 Системы пожарной сигнализации. Часть 7. Оповещатели пожарные дымовые точечные рассеянного света

ДСТУ 2272-2006 Пожарная безопасность. Термины и определения основных понятий

ДСТУ 2273-2006 ССБТ. Противопожарная техника. Сроки и определения основных понятий

ДСТУ 2487-94 (ГОСТ Мех искусственный трикотажный. Метод определения

26666.8-95, ISO воспламеняемости ворсовой поверхности 6940: 1984

ДСТУ 3855-99 Пожарная безопасность. Определение пожарной опасности материалов и конструкций. Сроки и определения 

ДСТУ 4049 Вагоны пассажирские магистральные локомотивной тяги. Требования безопасности

ДСТУ 4155-2003 Защита от пожаров. Текстильные. Метод испытания на воспламеняемость

ГОСТ В.1.1-4-98 Защита от пожара. Строительные конструкции. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования

СТ СЭВ 383-87 Пожарная безопасность в строительстве. Термины и определения


3. Основные термины и определения


Огнезащитная (материал, изделие) - огнезащитная конструкция (материал, изделие) (конструкция), пониженная пожарная опасность или повышенная огнестойкость (которого) (которой) является следствием огнезащитного обработки (ДСТУ 2272). 


Огнеупорность (огнестойкость) - способность конструкции, изделия сохранять функциональные свойства в условиях пожара (ДСТУ 2272). 


Горючесть - способность веществ к горению под воздействием источника зажигания (СТ СЭВ 383-87). 


Группа горючести - классификационная характеристика способности материалов к горению (ГОСТ 12.1.044). 


Дым - видимая в воздухе взвесь твердых или жидких частиц или газа, образующихся при горении (СТ СЭВ 383-87). 


Индекс распространения пламени - условный безразмерный показатель, характеризующий способность материалов воспламеняться, распространять пламя по поверхности и выделять тепло (ГОСТ 12.1.044). 


Коэффициент дымообразования - показатель, характеризующий оптическую плотность дыма, образующегося при пламенном горении или термоокислительной деструкции (тлении) определенного количества твердого вещества (материала) в условиях специальных испытаний (ГОСТ 12.1.044). 


Предел огнестойкости конструкции - показатель огнестойкости конструкции, который определяется временем от начала огневого испытания при стандартном температурном режиме до наступления одного из нормируемых для данной конструкции предельных состояний по огнестойкости (ДСТУ 3855-99). 


Опасный фактор пожара - проявление пожара, что приводит или может привести к ожогам, отравления летучими продуктами сгорания или пиролиза, травмирования или гибели людей и (или) причинение материальных, социальных, экологических убытков (ДСТУ 2272). 


Пожарный приемно-контрольный прибор - оборудование, от которого извещатели могут обеспечиваться питанием и которое: 


а) предназначено принимать сигнал о пожаре и формировать сигнал пожарной тревоги, которое также может быть использовано для индикации места пожара и для записи указанной информации; 


б) способно (при необходимости) передавать сигнал об обнаружении пожара через устройства передачи пожарной тревоги до, например, пожарной охраны или через устройство управления автоматическими средствами противопожарной защиты в автоматической установки пожаротушения; 


в) предназначено для автоматического надзора за надлежащим функционированием системы, звукового и светового предупреждения об определенных неисправности. 


Пожарный оповещатель - компонент системы автоматической пожарной сигнализации, содержит по крайней мере один сенсор, который постоянно или периодически с малыми интервалами времени контролирует одно физическое и/или химическое явление, которое ассоциируется с пожаром, и выдает по крайней мере один соответствующий сигнал к пожарному приемно-контрольного прибора (ДСТУ ISO 7240-1: 2007). 


Показатель пожарной опасности - значение, количественно характеризует любое свойство пожарной опасности (ГОСТ 3855). 


Показатель токсичности продуктов горения - отношение количества материала к единице объема замкнутого пространства, в котором газообразные продукты, образующиеся при горении материалов, вызывают гибель 50% подопытных животных (ГОСТ 12.1.044). 


Система автоматической пожарной сигнализации - система, в которой тревога о пожаре может быть инициирована автоматически (ДСТУ ISO 7240-1: 2007). 


Система пожаротушения - стационарный или транспортирован комплекс технических средств, в состав которого входят один или несколько резервуаров для огнетушащего вещества, предназначенный для локализации или ликвидации пожара подачей огнетушащего вещества в фиксированной объекта противопожарной защиты (ДСТУ 2273).


4. Требования к материалам и конструкций внутреннего оборудования


4.1. Для неметаллических материалов, применяемых во внутреннем оборудовании пассажирских вагонов, в зависимости от их назначения должны быть определены показатели пожарной опасности по ГОСТ 12.1.044-89, а именно: 

- группа горючести; 

- индекс распространения пламени по поверхности; 

- коэффициент дымообразующей способности; 

- токсичность продуктов горения. 


По горючести материалы классифицируют по следующим группам: 

- трудногорючие; 

- горючие. 


Горючие материалы делятся на: 

- трудновоспламеняемая; 

- средней воспламеняемости; 

- легковоспламеняющиеся. 


В зависимости от индекса распространения пламени материалы классифицируются по следующим группам: 

- не распространяющие пламя по поверхности (индекс равен 0);

- медленно распространяющие пламя по поверхности (индекс от 0 до 20 включительно);

- быстро распространяют пламя по поверхности (индекс более 20).


В зависимости от коэффициента дымообразования материалы классифицируют по следующим группам: 

- с малой дымообразующей способностью - коэффициент дымообразования до 50 кв.м / кг включительно; 

- с умеренной дымообразующей способностью - коэффициент дымообразования более 50 кв.м / кг до 500 кв.м / кг включительно; 

- с высокой дымообразующей способностью - коэффициент дымообразования более 500 кв.м / кг. 


В зависимости от показателя токсичности и времени экспозиции материалы классифицируют по классам опасности (таблица №1). 


Таблица №1

Классы опасности материалов по токсичности продуктов горения по ГОСТ 12.1.044-89


Таблица №1.png

Документальное подтверждение вышеуказанных показателей пожарной опасности должно быть оформлено сертификатом соответствия, выданным Государственным центром сертификации МЧС Украины на основании результатов сертификационных испытаний, проведенных в аккредитованных лабораториях.


Все неметаллические материалы, предназначенные для применения во внутреннем оборудовании пассажирских вагонов, и системы противопожарной защиты должны быть согласованы с Управлением военизированной охраны "Укрзализныци" и "Центральной санитарно-эпидемиологической станцией" на железнодорожном транспорте на основании сертификатов соответствия и санитарно-гигиенических заключений. 


4.2. Значение коэффициента дымообразования и класс опасности материалов по токсичности продуктов горения принимают по ГОСТ 4049. 


4.3. Материалы, применяемые во внутреннем оборудовании при строительстве и ремонту пассажирских вагонов, в зависимости от их назначения, должны быть: 


а) в случае построения вагонов или их ремонта в объеме КВР (КРП, КР-2М): 

- негорючие - для изготовления потолков, воздуховода вентиляционной установки, каркасов диванов, спальных полок и кресел, подшивки изоляции крыши; 

Допускается изготовление потолков из трудногорючих материалов при условии применения негорючего материала для термоизоляции кузова вагона и подшивки изоляции крыши и установка пожарных извещателей в Департаментом пассажирских помещениях вагона; 

- негорючие или трудногорючие - для термоизоляции кузова, футляров аккумуляторных батарей, перегородок, багажных полок, мебели, ларьков, обшивки стен и дверей, закладных деталей, обрешетки стен, потолков и крыши, конструкций пола (обрешетка, термоизоляция, настил); 

- трудногорючих или трудновоспламеняемые - для гидроизоляции, диффузоров, компенсирующих вставок и звукоизолирующих элементов вентиляционной, звукоизоляции потолков, теплоизоляции труб и баков водоснабжения, труб отопления, корпусов аккумуляторов. При использовании аккумуляторов с металлическим корпусом допускается использование изоляционных резиновых чехлов; 

- такие, которые не медленно распространяющие пламя по поверхности, - для облицовки поверхностей стен, перегородок, багажных полок, ларьков, мебели, покрытия пола. 

Текстильные материалы (в том числе с покрытием и пропиткой) для изготовления петель, штор, обивки диванов, спальных полок и кресел должны быть Трудновоспламеняющийся по ГОСТ 4155. 

Конструкция вагона должна обеспечивать возможность удаления легкогорючих продуктов (отходов, пыли, смазочных материалов) при обслуживании и ремонте; 


б) в случае ремонта вагонов в объеме КР-2: 

- негорючие - для замены потолков, подшивки крыши, воздуховода вентиляционной установки. Допускается изготовление потолков из трудногорючих материалов при условии применения негорючего материала для термоизоляции кузова вагона и подшивки изоляции крыши и установка пожарных извещателей в Департаментом пассажирских помещениях вагона; 

- негорючие или трудногорючие - при замене ларьков, перегородок, каркасов диванов и спальных полок, багажных полок, мебели, обшивки продольных и тамбурных стен, дверей, закладных деталей и обрешетки, стен, потолков и крыши, теплоизоляции кузова, конструкций пола (обрешетка , термоизоляция, настил); 

- трудногорючие или трудновоспламеняемые - при замене гидроизоляции, диффузоров, компенсирующих вставок и звукоизолирующих элементов вентиляционной, звукоизоляции потолков, теплоизоляции труб и баков водоснабжения, труб отопления, корпусов аккумуляторов. При использовании аккумуляторов с металлическим корпусом допускается использование изоляционных резиновых чехлов; 

такие, которые не медленно распространяющие пламя - для замены облицовки поверхностей стен, перегородок, багажных полок, ларьков, мебели, покрытия пола. 

Текстильные материалы (в том числе с покрытием и пропиткой) для замены петель, штор, обивки диванов, спальных полок и кресел должны быть Трудновоспламеняющийся по ГОСТ 4155; 


в) в случае ремонта вагонов в объеме КР-1: 

- негорючие - для замены потолков, подшивки крыши, воздуховода вентиляционной установки. 

Допускается при замене потолков их изготовления из трудногорючих материалов при условии применения негорючего материала для термоизоляции кузова вагона и подшивки изоляции крыши и установка пожарных извещателей в каждом помещении вагона; 

- негорючие или трудногорючие - при замене, каркасов диванов и спальных полок, багажных полок, мебели, ларьков, обшивки продольных и тамбурных стен, дверей, закладных деталей и обрешетки стен, потолков и крыши, конструкций пола (обрешетка, термоизоляция, настил); 

- трудногорючие или трудновоспламеняемые - при замене гидроизоляции, диффузоров, компенсирующих вставок и звукоизолирующих элементов вентиляционной установки, звукоизоляции потолков, теплоизоляции труб, баков водоснабжения и отопления; 

такие, которые не медленно распространяющие пламя - для замены облицовки поверхностей стен, перегородок, багажных полок, ларьков, мебели, покрытия пола.


Текстильные материалы (в том числе с покрытием и пропиткой) для замены петель, штор, обивки диванов, спальных полок и кресел должны быть трудновоспламеняющиеся по ГОСТ 4155. (Смотрите огнезащитную пропитку для тканей здесь)


Требования пункта 4.3 этих Норм распространяются также на пассажирские салоны вагонов электропоездов, дизель-поездов и рельсовых автобусов.


4.4. Конструкции диванов, полок и кресел не должны, не распространяющие горение при испытании по методике, приведенной в приложении №2. 


4.5. Требования пункта 4.3 этих Норм не распространяются на мелкие детали (крючки, втулки, плафоны, таблички, декоративные решетки и т.п.) массой не более 200 г, а также уплотнительные и герметизирующие материалы, рассеиватели светильников, щитки фотосхем. 


4.6. Пожарной безопасности вагонов новой постройки оценивается по результатам натурных огневых испытаний базовой модели, а в дальнейшем - при внесении принципиальных изменений в систему его противопожарной защиты по мере необходимости и по требованию заказчика. 

Допускается проведение натурных огневых испытаний на макете отсека вагона, приведенной в приложении Ж ДСТУ 4049.


5. Требования к системам отопления и водоснабжения


5.1. В случае применения в конструкциях ограждения котельного отделения и ниши кипятильника горючих материалов они должны защищаться от возгорания металлическим листом, негорючими или трудногорючий теплоизоляционный материал толщиной не менее 5 мм. 


Если в конструкции ограждения котельного отделения и ниши кипятильника применяется трудногорючий материал, допускается выполнять защиту металлическим листом, наложенным на негорючий теплоизоляционный материал толщиной не менее 0,8-1 мм. 


При строительстве и ремонте вагонов в объеме КВР (КРП, КР-2М) котельное отделение должно выделяться в замкнутый блок, отделенный от других помещений перегородками из негорючих или трудногорючих материалов, исключающих возможность попадания искр в межпотолочное пространство и другие помещения вагона. 


В зависимости от типа и конструкции вагона по согласованию с заказчиком к объему котельного отделения допускается включать пространство над потолком от фрамуги концевой стены до фрамуги служебного отделения. 

Для вагонов с установкой кондиционирования воздуха потолочного моноблочного исполнения допускается к объему котельного помещения включать все пространство над потолком тамбура, коридора, туалета и служебного отделения. 


В котельном отделении вагонов, в конструкции которых используется только электрический отопительный котел с резервной системой отопления на жидком топливе, должна обязательно применяться автономная система пожаротушения. Тип отопительной системы, ее конструктивное исполнение, а также тип системы пожаротушения обязательно согласовывается с заказчиком, Главным пассажирским управлением Укрзализныци и Управлением военизированной охраны Укрзализныци. 


5.2. Пол и стены котельного отделения должны иметь уплотнения из негорючего материала во всех местах прохода через них трубопроводов. 


5.3. Вывод дымовытяжных труб котлов, бойлеров, кипятильников и плиток наружу вагона должен производиться через специальные противопожарные перегородки, которые должны отвечать следующим требованиям: 


а) в случае выполнения ремонтов в объеме КВР, КР-1, КР-2 перегородки дымовытяжных труб, проходящих через горючие конструкции вагона, должны соответствовать проекту ПКБ ЦВМ-590, а для вагонов постройки Германии после 1978 гг. - альбомным чертежам завода-изготовителя;  


б) перегородки дымовытяжных труб, проходящих сквозь негорючие конструкции вагона, должны иметь металлический экран (кожух) замкнутого контура с изоляцией из негорючего материала толщиной не менее 8 мм. Зазор между дымовытяжной трубой и металлическим экраном (кожухом) должен быть: 

- для труб диаметром до 90 мм - не менее 8 мм; 

- для труб диаметром до 120 мм - не менее 12 мм; 

- для труб диаметром до 260 мм - не менее 25 мм; 


в) противопожарные разделки дымовых труб, установленные в крыше, должны исключать возможность проникновения через них искр внутрь вагона; 


г) дымовытяжных труба котла водяного отопления с отдельным расширителем на всей протяженности выше водной оболочки должна быть заключена в металлический экран с отверстиями для циркуляции воздуха. Расстояние между дымовой трубой и экраном должно быть не менее 25 мм; 


гг) дымовытяжных трубы на всем протяжении внутри вагона должны быть изолированы негорючими изоляционными материалами или закрыты экранами (кожухами) с воздушными прослойками с размерами, указанными в подпункте "б" пункта 5.3 этих Норм;


д) в случае использования резервной отопительной системы на жидком топливе допускается проводить дымовытяжных трубу через пол вагона в соответствии с требованиями, указанными в подпунктах "б" и "г" пункта 5.3 этих Норм.

Для вагонов, проходящих ремонты в объеме КВР, КР-2М, КР-1, конструкции крыши вокруг разделки, выполненные из горючих материалов, должны быть защищены негорючими материалами толщиной 10 мм и иметь воздушную прослойку шириной 20-25 мм;


е) конструкции противопожарных перегородок дымовых труб котла, кипятильника и плитки должны допускать в условиях эксплуатации осуществление контроля за их техническим состоянием и правильностью установки на вагоне; 


е) для расчетов размеров противопожарных перегородок дымовых труб котла, кипятильника, плитки необходимо руководствоваться следующими данными: 

температура поверхности дымовой трубы, омываемой дымовыми газами, - 800 ° С; 

температура поверхности, омываемой водой, - 100 °; 


ж) температура на поверхности конструкций из горючих материалов, обращенных к теплоизлучающим поверхностей с температурой 80 ° С и выше, не должна превышать 60 ° С, а на поверхностях с огнезащищенных материалов (ОДБСП, ОФП, ДВП, глубоко пропитанная древесина и т.д.) - 120 ° С


6. Требования к системе вентиляции


6.1. Монтаж электропроводов внутри воздуховодов не допускается, за исключением подводки к аппаратам и приборам, установленным непосредственно внутри воздуховода, с соблюдением мер пожарной безопасности (в соответствии с разделом 7 настоящих Норм).


6.2. Электрокалориферы должны иметь устройство, предотвращающее их перегрева.


6.3. Конструкция дефлекторов естественной вентиляции и заборных жалюзи не должна допускать попадания искр внутрь вагона на стоянках и во время движения.


6.4. Для ограничения распространения опасных факторов пожара по воздуховоду вагона в нем должна устанавливаться противопожарная заслонка, автоматически и (или) вручную перекрывает воздуховод.


7. Требования к системе электрооборудования


7.1. Общие требования 


7.1.1. Электрооборудование вагона должно отвечать требованиям: 

- по аппаратам электрическим - ДСТУ 2773 (ГОСТ 9219); 

- по электрических машин - ГОСТ 2582 и ГОСТ 183;

безопасности - ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.007.

Допускается применение электрооборудования по другим ГОСТ, ОСТ, ТУ или стандартам других стран по согласованию с заказчиком в установленном порядке. При этом показатели, которые влияют на их пожарную безопасность, должны быть не ниже аналогичных показателей отечественного электрооборудования, что подтверждается сертификатом соответствия. Электрооборудование должно соответствовать технической документации и принципиальной электрической схеме. Изменения в электрооборудовании и в электрической схеме допускаются только после изменения технической документации в установленном порядке и согласования с заказчиком. Пассажирские вагоны не модернизированные эксплуатируются по существующей на них документации. 


7.1.2. Конструкции аппаратов, узлов и электропроводок должны исключать во время эксплуатации вагона снижение сопротивления изоляции элементов электрооборудования напряжением до 1000 В ниже значений норм, приведенных в приложении 3. 


7.1.3. Сопротивление изоляции электрооборудования номинальным напряжением 3000 В постоянного и однофазного переменного тока, собранного в одном каркасе, блоке или ящике, в холодном состоянии должен быть не менее 5 МОм при нормальных климатических условиях.  


7.1.4. Все электрооборудование напряжением выше 110 В постоянного тока и выше 42 В переменного тока должно иметь надежное заземление на корпус (кузов) вагона. На каждую тележку устанавливаются две перемычки между кузовом вагона и рамой тележки и две перемычки между рамой тележки и буксами. Пересечение перемычек определяется путем расчета, но по условиям механической прочности должно быть для каждой перемычки не менее 12,5 кв.мм (суммарно 25 кв.мм). Сопротивление каждого контакта защитного заземления должно быть не более 0,1 Ом. 


7.1.5. Ящик с высоковольтной коммутационной аппаратурой должен быть расположен под вагоном на раме. Ящик должен иметь замок под специальный ключ, используемый для межвагонных электрических высоковольтных соединений и иметь уплотнение от проникновения внутрь ящика влаги, пыли и грязи (степень защиты IP65 по ГОСТ 14254), а также устройство в днище для стока конденсата. 


7.1.6. Все аппараты и узлы высоковольтного электрооборудования (нагревательные элементы печей и калориферы, реле, блокировки, провода и т.д.) должны обеспечивать нормальную работу при колебаниях напряжения от 2200 до 4000 В постоянного тока и от 2200 до 3600 В переменного тока.


7.1.7. Электрооборудование вагона не должно повреждаться под действием коммутационных, индуктивных перенапряжений и при резких колебаниях напряжения в пределах, установленных техническими условиями.


7.1.8. Крепление электрических контактных соединений должны иметь устройства, предотвращающие самоотвинчивание. 


7.1.9. Электрооборудование должно иметь селективный защиту цепей потребителей от коротких замыканий и перегрузок. Защита электрических цепей напряжением до 1000 В должна быть выполнена автоматическими выключателями или предохранителями с плавкими вставками. 

В низковольтных цепях постоянного тока при двухпроводной изолированной системе защита должна осуществляться как в плюсовой, так и в отрицательной шинах (проводах). Номинальный ток предохранителя не должен быть больше допустимого тока проводов и кабелей, защищаются. 


7.1.10. Низковольтное (до 1000 В) оборудования постоянного тока в нормальном режиме должно быть выполнено по двухпроводной системе, изолированное от корпуса вагона и иметь сигнализацию о снижении сопротивления изоляции.


7.1.11. Ниши всех распределительных щитов и пускорегулирующей аппаратуры должны быть изолированы от горючих материалов конструкции, негорючими или трудногорючими теплоизоляционными материалами толщиной не менее 5 мм.

Если в конструкции ниши применяется трудногорючий материал, допускается выполнять защиту металлическим листом, наложенным на негорючий теплоизоляционный материал толщиной 0,8-1 мм. 

Конструкция ниши распределительных щитов и пускорегулирующей аппаратуры должна позволять легко производить осмотр, ремонт и проверку состояния электрооборудования и предотвращать распространение пламени по вагона в случае его возникновения в щите. 


7.1.12. Конструкции из горючих материалов, на которых располагаются электронагревательные приборы (например, электропечи для отопления), должны быть изолированы металлическим листом толщиной не менее 0,5 мм по негорючего теплоизоляционного материала толщиной 5 мм. При этом расстояние от верхнего края электронагревателя до края изоляции должно быть не менее 50 мм. Для светильников с лампами накаливания толщина изоляции должна быть не менее 2,8 мм; допускается не устанавливать металлический лист.


7.1.13. Температура на поверхности наружных кожухов электронагревателей (электропечей для отопления) не должна превышать 60 ° С Температура на поверхности всех элементов электрооборудования и защитных поверхностей должна иметь значения, исключающие возможность возгорания близлежащих элементов и конструкций.


7.2. Требования к электропроводок


7.2.1. Электропроводки должны выполняться кабельными изделиями, изоляция которых не распространяет горение по ГОСТ 12176, и в соответствии с перечнем марок проводов, которые применяются при построении, переоборудование, ремонта и модернизации пассажирских вагонов, утверждается МПС. Прокладка электропроводки должно выполняться в соответствии с таблицей №2.


Таблица 2. Требования к прокладке электропроводки в вагонах


Таблица №2 Требования к прокладке электропроводки в вагонах.png

(2) Прокладка из негорючих теплоизоляционных материалов (базальтового картона и т.д.) толщиной не менее 2,8 мм должна защищать горючие сплошным слоем вокруг металлорукава в случае его прокладки внутри конструкций, выполненных из горючих материалов. В других случаях допускается прокладка металлорукавов согласно примечанию. 


Запрещается использование теплоизоляционных материалов на основе асбеста. 

Для защиты от механических повреждений незащищенных электропроводов и кабелей, прокладываемых под вагоном, допускается применение материалов типа брезент с водоотталкивающей пропиткой, кожа и тому подобное. 


7.2.2. Другие требования к электропроводок:


- места прохождения труб, металлорукавов и трубок через перегородки, места установки штепсельных розеток, выключателей, светильников с лампами накаливания и другой аппаратуры в зависимости от конструкции, изолируются от контакта с конструкциями вагона из горючих материалов негорючими или трудногорючих теплоизоляционными материалами толщиной 2,8-3 мм. Штепсельные розетки и выключатели открытой проводки, светильники с лампами накаливания допускается устанавливать непосредственно на конструкциях из трудногорючих материалов, облицованных огнезащитными материалами. При этом должно обеспечиваться плотное прилегание розеток и выключателей к основаниям конструкций; 

- на концы проводов (или кабелей), которые присоединяются к люминесцентных светильников, выключателей, указателей занятости туалета с лампой накаливания до 15 Вт и других аппаратов, не имеющих повышенного нагрева в эксплуатации, должны одеваться поливинилхлоридные трубки; 

- на концы проводов и кабелей (кроме термостойких), присоединяемых к электропечей, светильников с лампами накаливания и других аппаратов, имеющих температуру нагрева в месте присоединения проводов в рабочем состоянии выше 65 ° С, а также в штепсельных розеток, должны одеваться термоизоляционные трубки . На концы проводов и кабелей, присоединяемых к штепсельным розеткам и светильникам, могут одеваться поливинилхлоридные трубки, закреплённых ПВХ лентой. Как маркировочные допускается использовать поливинилхлоридные трубки; 

- чехлы для защиты электрических проводов от механических повреждений внутри вагона должны изготавливаться из материалов с индексом распространения пламени I <20 по ГОСТ 12.1.044. 


7.3. Требования к конструкциям для выполнения монтажа электропроводок с ограниченной подвижностью 


7.3.1. Перед монтажом трубы, детали их соединения, осветительные (соединительные) коробки, короба и кабельные каналы должны быть очищены от пыли, грязи, масел, посторонних предметов, защищены от коррозии и не иметь острых краев. 


7.3.2. Трубы, металлорукава, короба, ответвительные коробки должны быть надежно закреплены на конструкциях вагона. 


7.3.3. Кабельные каналы, в полу вагона, должны быть уплотнены от попадания жидкостей во внутренние полости. 

Допускается применение лабиринтных дренажных канавок. 


7.3.4. На концах металлических труб и металлорукавов должны быть установлены защитные элементы, исключающие касания проводов и кабелей к их краям. 


7.3.5. Радиус изгиба труб должен быть не менее 2,5 наружных диаметров этих труб; в местах изгиба допускается овальность в пределах до 15% наружного диаметра трубы. 


7.3.6. Соединение стальных или алюминиевых труб между собой должны выполняться на резьбовых муфтах с контргайками; под вагонами и в местах возможного воздействия жидкостей места соединений дополнительно должны уплотняться льняной прядью, пропитанной цинковыми белилами (для алюминиевых труб), железным или свинцовым суриком (для стальных труб) или лентой ФУМ. 


7.3.7. Трубы должны соединяться с соединительными коробами, ящиками, шкафами и другими аппаратами (жестко закрепленными на конструкциях вагонов) в зависимости от конструкции ввода этих аппаратов резьбовыми или другими соединениями, обеспечивающими необходимую в данном месте плотность. Ввод проводов и кабелей в шкафы, коробки и другие аппараты внутривагонного электрооборудования должен осуществляться в зависимости от конструкции этих аппаратов. 


7.3.8. Трубопровод (трубопроводы) для высоковольтной магистрали, прокладывается под вагоном, должен быть испытан на плотность. 


7.3.9. Внутренние полости коробов и места их соединений должны иметь исполнения, исключающие возможность повреждения изоляции проводов и кабелей. 


7.3.10. Монтаж проводов и кабелей должен исключать перетирание их изоляции. 


7.3.11. Совместная прокладка проводов электрических цепей напряжением до 1000 В и выше 1000 В в одних и тех же трубах и коробах не допускается. 


7.3.12. Наращивание проводов пайкой запрещается. Соединение проводов разрешается делать на зажимах соединительных планок, на зажимах аппаратов и с применением пайки при присоединении к приборам, которые имеют паяные соединения. В отдельных случаях, по согласованию с МПС, допускается выполнять соединение проводов с помощью болтов и пайки в местах, предусмотренных чертежами. 


7.3.13. Провода внутри аппаратов пультов, ящиков и ответвительных коробок должны быть уложены без натяжения, надежно закреплены и не мешать работе аппаратов. 


7.3.14. Проводы в аппаратах, коммутирующих ток, должны быть уложены так, чтобы дуга, образующаяся при разрыве электрической цепи, не могла повредить их изоляцию. Расположение наконечников проводов не должно уменьшать расстояния по воздуху от точек присоединения до заземленных частей. 


7.3.15. Контактные соединения в соответствии с конструкторской документацией должны быть покрыты термоиндикаторной краской. 


7.3.16. Температура нагрева проводов и кабелей в жгутах, проложенных внутри электрораспределительных щитов и за их пределами, не должна превышать допустимой температуры на жиле отдельных проводов и кабелей. 


7.3.17. Электрические цепи, короткое замыкание которых не может привести к пожароопасному разогреву проводов, т.е. току короткого замыкания, равному рабочему току нагрузки (вторичные (слаботочные) цепи к термоконтакторам, терморезисторов, шлейфы пожарной сигнализации, цепи радио и телефона, кабели или провода от антенн , цепи информационной, видео- и аудиосистем и т.п.), прокладываются проводами и кабелями непосредственно по конструкциям из огнезащищенных материалов. При этом допускается прокладывать провода в поливинилхлоридных трубках.


8. Требования к оснащению средствами пожаротушения


8.1. Пассажирские вагоны должны оснащаться первичными средствами пожаротушения. Обеспечение пассажирских вагонов первичными средствами пожаротушения и их размещение должно проводиться в соответствии с Нормами оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта пожарной техникой и инвентарем, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 09.07.2002 N 453 (НАПБ 03.004-2002). 


Поездная бригада каждого поезда для защиты органов дыхания при ликвидации пожара должна быть обеспечена тремя изолирующими противогазами типа УИП-50 или другого типа по согласованию с Управлением военизированной охраны Укрзализныци. 


8.2. Пульт управления комплексом электрооборудования вагонов должен быть оснащен автоматической установкой пожаротушения или самосрабатывающим огнетушителем. 


8.3. Пассажирские вагоны при построении, выполнения КВР (КРП, КР-2М) должны оборудоваться установкой пожаротушения с применением насоса - нагнетающего давление. Запас воды в отдельном резервуаре должен быть не менее 80 л. Длина пожарного рукава должна обеспечивать подачу воды в любую точку вагона. В случае выполнения КР-2 в котельном отделении и туалета не тормозного конца вагона должны быть установлены пожарные краны для подключения инвентарного шланга с целью отбора воды из системы водоснабжения на пожаротушение. Краны должны быть окрашены в красный цвет.


9. Требования к системам пожарной сигнализации и передачи сообщения о пожаре


9.1. Для обеспечения связи "проводник - штабной вагон" все вагоны поезда должны быть оснащены портативными радиостанциями УКВ-диапазона. Оснащение пассажирских вагонов радиостанциями УКВ-диапазона для обеспечения радиосвязи "штабной вагон - локомотив" проводится владельцем в пунктах приписки вагонов при постановке их в поезд.


9.2. Пассажирские вагоны должны оборудоваться системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения (далее - УПС), имеющие государственный сертификат соответствия в системе УкрСЕПРО, способными обнаруживать и сообщать о признаках пожара в контролируемых помещениях.


9.3. УПС должна состоять из пожарных оповещателей, пожарного приемно-контрольного прибора (ППКП) и линий связи оповещателей с ППКП. 


9.4. ППКП должен отвечать требованиям ДСТУ EN 54-2: 2003. ППКП должен также выдавать аварийную и диагностическую информацию в сеть поездной автоматизированной информационно-диагностической системы (ПАИДС) на компьютер начальника поезда (в случае принятия заказчиком решения об оборудовании поезда системой ПАИДС).


9.5. Пожарные оповещатели должны реагировать на дымовые и (или) тепловые признаки пожара. 


9.6. Тепловые пожарные оповещатели должны отвечать требованиям ДСТУ EN 54-5: 2003. 


9.7. Дымовые пожарные оповещатели должны отвечать требованиям ДСТУ EN 54-7: 2004. 


9.8. Контролируемые помещения, количество, типы и порога срабатывания пожарных извещателей, а также места и способы размещения извещателей должны выбираться на стадии проектирования вагона и подтверждаться результатами испытаний на вагоне каждой модели. В обязательном порядке пожарные извещатели должны устанавливаться в распределительном электрощите, служебном купе, купе отдыха проводников, котельном отделении, каждом пассажирском купе или отделении и боковом коридоре или проходе (не менее 2 на весь коридор).  


9.9. Конструкция и выполнения монтажа пожарных оповещателей на вагоне должны обеспечивать их легкое снятие с применением специального инструмента. 


9.10. Оборудование вагонов системами автоматической пожарной сигнализации должно проводиться при построении и выполнения ремонтов КВР, КР-2М, КР-2. 


9.11. Техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации в пассажирских вагонах, вагонах электропоездов, дизель-поездов и рельсовых автобусах должно осуществляться организациями, имеющими лицензию в соответствии с действующим законодательством. 


9.12. В служебном помещении, где размещены ППКП, для обслуживающего персонала должна быть размещена памятка о порядке проведения тестирования системы автоматической пожарной сигнализации и порядок действий в случае ее срабатывания (появления сигнала о пожаре или неисправности).


10. Требования к противопожарным конструкциям 


10.1. При строительстве и выполнения ремонтов в объёме КВР, КР-2М и КР-2 в пассажирских вагонах должны быть установлены противопожарные перегородки между служебным отделением и пассажирским салоном, а в купейных вагонах - также между купе таким образом, чтобы разделить пассажирский салон не менее чем на три блока. Межпотолочное пространство в вагонах купейного типа и над боковым коридором вагона купейного типа должен быть разделен не менее чем на три зоны противопожарными фрамугами. 


10.2. Противопожарные конструкции классифицируют по огнестойкости. Показателем огнестойкости является предел огнестойкости определяется временем (в минутах) от начала огневого испытания до наступления одного из предельных состояний конструкции: 

- потери целостности (Е); 

- потери теплоизолирующей способности (I). 


Огнестойкость определяют в соответствии с требованиями ДСТУ Б 1.1-4, приложением 4 настоящих Норм, а также стандартами на методы испытаний на огнестойкость конструкций конкретных типов. 


10.3. Минимальное значение предела огнестойкости противопожарных конструкций должна составлять для: 

перегородки между служебным отделением и пассажирским салоном - E 30 / I 15; 

мижкупейних перегородок и противопожарных фрамуг - E 20 / I 15. 

Документальное подтверждение вышеуказанного предела огнестойкости должно быть оформлено сертификатом соответствия, выданным Государственным центром сертификации МЧС Украины на основании результатов сертификационных испытаний, проведенных в аккредитованных лабораториях. 


10.4. Противопожарная перегородка между купе проводников и пассажирским салоном должна быть доведена до металлической обшивки кузова по контуру: крыша - боковые стены. Стойки обрешетки боковых стен, входящих в состав перегородки, должны быть выполнены из негорючих или трудногорючих материалов. Предел огнестойкости узлов крепления перегородки и места ее примыкания к другим конструкциям не должна быть меньше нормированного значения предела огнестойкости перегородки. Технологические зазоры между щитом перегородки и металлом обшивки крыши, а также в пазах стоек обрешетки внутренней обшивки боковых стен должны быть уплотнены и обеспечивать требуемый предел огнестойкости перегородки. 

Щит противопожарной мижкупейнои перегородки должен быть доведен до металла подшивки изоляции крыши и облицовки обшивки боковой стены и пола. 


10.5. Упаковка отверстий в местах прохождения сквозь противопожарные конструкции труб, вентиляционного канала, кабельных коробов должны удовлетворять требованиям пункта 10.4 настоящих Норм. 


10.6. Петли дверей должны быть изготовлены из материалов, имеющих температуру плавления не ниже 850 ° С


10.7. Предел огнестойкости конструкции дверей, устанавливаемых в перегородке между купе проводника и пассажирским салоном, должна быть не менее чем нормированный предел огнестойкости перегородки. Эти двери должны иметь огнестойкий стеклоблок. При этом предел огнестойкости стеклоблоки устанавливается только за потерей целостности (E30).


11. Требования по обеспечению безопасных условий эвакуации пассажиров


11.1. Во время выполнения КВР, КР-2М и КР-2 пассажирские вагоны должны оборудоваться дополнительными аварийными выходами. Количество (не менее четырех) и расположение аварийных выходов должны обеспечивать завершение эвакуации людей до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара. В обязательном порядке аварийные выходы должны устраиваться: 

- для купейного вагона - через оконные проемы в третьем и шестом пассажирских купе и в коридоре напротив них; 

- для вагонов купейного типа - через оконные проемы в третьем и шестом пассажирских отделениях и напротив них. 


Допускается устраивать большее количество аварийных выходов по согласованию с заказчиком. 


При строительстве новых вагонов аварийные выходы через оконные проемы должны устраиваться в каждом пассажирском купе и не менее двух в коридоре 

- для вагонов купейного типа и не менее четырех (по два с каждой стороны) 

- для вагонов открытого типа. 


Для вагонов специального назначения, не предназначенных для массовых перевозок пассажиров, наличие, количество и место нахождения аварийных выходов определяются заказчиком. 


Аварийные выходы через оконные проемы могут устраиваться или путем извлечения стеклопакета усилиям, не превышающей 200 H (20 кгс) при неизменном положении каркаса окна или путем разрушения стекла с помощью специального молотка, который должен размещаться у каждого аварийного выхода. 


Информация для пассажиров о местонахождении дополнительных аварийных выходов в вагонах должна быть размещена вблизи этих выходов в доступных местах в виде соответствующих надписей или графических изображений. 


При проведении технического обслуживания, а также при подготовке вагонного парка в зимних и летних перевозок следует проверять состояние и возможность использования дополнительных аварийных выходов. 

11.2. Необходим и расчетное время эвакуации пассажиров должны определяться для каждой модели пассажирского вагона в соответствии с требованиями приложения 2 к ГОСТ 12.1.004. При этом расчетная вероятность воздействия опасных факторов пожара на отдельного человека за год не должна превышать допустимую (приложение 1). 

11.3. В каждом вагоне на видном месте должна быть размещена памятник по обеспечению пожарной безопасности с указанием мест размещения средств пожаротушения и схемы эвакуации пассажиров. 

11.4. Ковровые дорожки на путях эвакуации в коридорах вагонов пассажирских поездов должны быть надежно закреплены с помощью специальных приспособлений.


Директор Департамента 

железнодорожного транспорта 

Министерства транспорта 

и связи Украины М.В.Макаренко






Приложение 1 к п. Норм пожарной безопасности для пассажирских вагонов


Методика определение вероятности воздействия опасных факторов пожара на пассажиров для пассажирских вагонов, эксплуатируемых для пассажирских вагонов, эксплуатируемых расчетная вероятность воздействия опасных факторов пожара на пассажиров Q определяется с использованием статистических данных по формуле:


                                 n * M 

                                      же 

                           Q в = ------, (1.1.) 

                                 T * N 

                                      

     где n - коэффициент, учитывающий пострадавших людей 

(По ГОСТ 12.1.004-85, n = 1,5); 

     T - период эксплуатации рассматриваемой год; 

     M - количество жертв пожара за рассматриваемый период; 

      же 

     N - количество перевезенных пассажиров за период, рассматривается. 

                                      





Приложение 2 (рекомендуемое)


Методика оценки пожарной опасности спальных полок, диванов и кресел пассажирских вагонов


Суть метода


Этот метод применяют для оценки характеристик горения образцов конструкций диванов, полок и кресел под действием теплового импульса нормированной мощности (газетную бумагу, что горит - метод А и пламя газовой горелки - метод Б). 


Метод А


1 Образцы для испытаний


Испытаниям подвергают образцы конструкций диванов, полок и кресел с размерами сиденья и спинки не менее 400 + - 5 мм х 400 + - 5 мм, конструкция которых должна отвечать технической документации. Во время испытаний образец спинки должен быть размещен вертикально по отношению к поверхности образца сиденья, как в реальной конструкции. 


2 Проведение испытаний


2.1 В качестве источника зажигания используют 100 + - 5 г газетной бумаги, который перед проведением испытаний должен быть выдержан в течение не менее 3:00 при температуре 65 + - 5 ° С 


2.2 Один лист бумаги (размером примерно 600 мм х 420 мм) состоит посередине параллельно меньшей стороне. Другие листы мнутся отдельно и укладываются между половинками сложенного листа. Сложенный лист с открытой стороны скрепляется с помощью металлических скрепок. Подготовленное источник зажигания из газетной бумаги должна быть в виде "подушки" размером 390 + - 10 мм х 270 + - 10 мм. 


2.3 Такую же "подушку" до начала испытаний необходимо проверить на продолжительность горения, для этого ее размещают на неметаллической негорючей основе длиной 600 + - 10 мм, шириной 500 + - 10 мм и толщиной не менее 5,0 мм. Продолжительность горения "подушки", что зажженная из четырех углов должна составлять не менее 4 минут. 


2.4 Для испытаний используют секундомер не ниже второго класса точности. 


2.5 Испытания проводят в помещении с приточно-вытяжной вентиляцией. Скорость воздуха в помещении должна быть 0,2 + - 0,1 м / с. "Подушка" из газетной бумаги должна быть размещена на поверхности образца сиденья так, чтобы одна из ее продольных сторон прилегала к образцу спинки и было обеспечено ее плоское расположение. Время поджога "подушки" из четырех углов считается началом испытаний. 


2.6 В случае отсутствия защитной плиты под сиденьем проводят дополнительное испытание. В этом случае "подушка" из газетной бумаги должна быть положена под образец сиденья на пол. 


3 Оценка результатов испытаний


3.1 Оценка пожарной опасности конструкций диванов, полок и кресел проводят по результатам испытаний не менее двух образцов. Конструкция считается выдержавшей испытания по методу А, если через 10 мин. от начала испытаний прекращается ее самостоятельное горение. 


3.2 Не допускается падение частиц образцов или капель, которые горят. 


3.3 В случае прекращения самостоятельного горения образцов в интервале от 9 мин. до 10 мин. от начала испытаний результат устанавливают на основании проведения испытаний двух дополнительных образцов. 


Метод Б


1 Образцы для испытаний 


1.1 Испытаниям подвергают образцы конструкций диванов, полок и кресел с размерами сиденья и спинки не менее 250 + - 5 мм х 350 + - 5 мм, конструкция которых должна отвечать технической документации.


1.2 Образцы сиденья и спинки испытываются отдельно. 


2 Проведение испытаний


2.1 Размещают газовая горелка согласно рисунку 2.1 при вертикальном расположении образца и рисунком 2.2 при горизонтальном расположении образца. 


2.2 Испытания при горизонтальном расположении образца (рисунок 2) не проводят, если сиденье снизу или спинка сзади имеет покрытия. 


2.3 Для проведения испытаний используют газовую горелку по ГОСТ 4155 и газ пропан, бутан или их смесь по ГОСТ 4047. 


2.4 Перед началом испытаний газовая горелка зажигают и прогревают не менее 2 мин. Высота пламени должна быть 50 + - 2 мм. Измерение высоты пламени проводят металлической линейкой, соответствует ГОСТ 427, при условии вертикального положения горелки. 


2.5 Во время испытаний расстояние между отверстием горелки и поверхностью образца при его вертикальном или горизонтальном расположении должно составлять 30 + - 1 мм. 


2.6 Испытания проводят в вытяжном шкафу достаточных размеров, которая защищает от сквозняков. Скорость воздуха в вытяжной шкаф во время испытаний должно быть 0,2 + - 0,1 м / с. 


2.7 Продолжительность воздействия пламени составляет 180 + - 5 с при вертикальном и 120 + - 5 с - при горизонтальном расположении образцов. 


2.8 Для испытаний используют секундомер не ниже второго класса точности. 


3 Оценка результатов испытаний


3.1 Оценка пожарной опасности конструкций диванов, полок и кресел проводят по результатам испытаний не менее двух образцов. 


3.2 Конструкция считается выдержавшей испытания по методу Б, если не более чем через 60 с после окончания воздействия пламени горелки прекращается самостоятельное горение образца. 


3.3 Не допускается падение частиц образцов или капель, которые горят. 


3.4 В случае прекращения самостоятельного горения образца в пределах от 50 с до 60 с после окончания воздействия пламени горелки, результат устанавливают на основании проведения испытаний двух дополнительных образцов. 

Конструкция диванов, полок и кресел считается не распространяет горение, при условии положительных результатов испытаний по обоим методам, то есть А и Б.


Рисунок 2,1.png

Рисунок 2.1 - Расположение горелки при вертикальном расположении образца 

                                                

Рисунок 2.2 - Расположение горелки при горизонтальном расположении образца


Приложение 3 (рекомендуемое)



Нормы сопротивления изоляции электрооборудования пассажирских вагонов напряжением до 1000 В 


1. Эти нормы распространяются на электрооборудование пассажирских вагонов напряжением до 1000 В. 


2. Сопротивление изоляции каждой отдельной цепи (за исключением аккумуляторной батареи) с подключенными токоприемниками, измеренное относительно корпуса вагона, должно быть не менее указанного в таблице №3.1. 


Учитывая, что сопротивление изоляции (главным образом за счет токоприемников) зависит от влажности окружающего воздуха, вводится дифференцированная норма сопротивления изоляции. 


Таблица 3.1 - Минимальная величина сопротивления изоляции электрооборудования напряжением до 1000 В 

Таблица 3.1.png

Примечание. под отдельным цепью следует понимать отдельный токоприемник или их комплекс, который питается от одного коммутирующего аппарата или предохранителя. 


3. Если комплектующее оборудование, входящее в измеряемый цепь, согласно нормам на него (ТУ, ГОСТ, ДСТУ, ОСТ и т.п.), имеет сопротивление изоляции ниже указанного в табл. 3.1, то контроль изоляции осуществляется поэлементно, в соответствии с нормой изоляции для данного элемента. 

Если узел (агрегат) включает в себя несколько подобных элементов, норма на сопротивление изоляции этого узла снижается в соответствии с количеством включенных элементов


                           R = R / n (3.1) 

                            с С1


     где R - общее сопротивление изоляции узла; 

         с 

     R - нормированный сопротивление одного элемента; 

      С1 

     n - количество элементов, включенных параллельно или последовательно. 


4. Сопротивление изоляции аккумуляторной батареи должен быть в нормальных климатических условиях не менее 50 кОм, а в условиях с повышенной влажностью - не менее 30 кОм. 


5. Сопротивление изоляции цепей сигнализации уровня воды измеряется в заливки воды (в сухом состоянии). 


6. Нормальными климатическими условиями для замеров сопротивления изоляции следует считать зону, ограниченную параметрами, указанными в таблице 


Таблица 3.2 - Характеристика зоны нормальных климатических условий


Таблица 3.2.png

Для климатических условий, выходящих за пределы указанной зоны (в сторону повышения влажности), норма сопротивления изоляции снижается в соответствии с табл. 3.1. При влажности выше 98% сопротивление изоляции не нормируется. 


7. Сопротивление изоляции измеряется относительно корпуса вагона мегомметром на напряжение 500 В. 


8. Измерение сопротивления изоляции производится для каждой отдельной цепи с его токоприемниками, отключенного от электрической схемы. 


Отключение производится с помощью коммутирующих аппаратов (предохранителей) данной цепи или путем отсоединения одного из полюсов.  

При измерении должны охватываться все участки данной цепи; для цепей, имеющих разрывы (например: розетки, цепь двигателя включается контактором и т.д.) измерения должны проводиться для каждого из полюсов. 


9. В случае невыполнения нормы изоляции выявляется и заменяется элемент с пониженным уровнем изоляции. 


10. Допускается не производить измерение изоляции отдельных цепей, если сопротивление изоляции для системы в целом соответствует нормам, указанным в 

таблице 3.1. 

                          



Приложение 4 (рекомендуемое)


Методика испытаний на огнестойкость внутривагонных противопожарных конструкций


1. Цель испытания


Основная цель проведения огневых испытаний заключается в определении фактического предела огнестойкости опытных образцов противопожарных конструкций, их узлов и деталей, предназначенных для применения в пассажирских вагонах. Дополнительно в процессе испытаний может проводиться: 


а) предварительное изучение поведения при пожаре отдельных элементов конструкций; 


б) проверка надежности конструктивных решений отдельных узлов и деталей в условиях действия огня; 


в) определение фактического перепада температур в узлах дверей, деталях крепления и фиксации, замковых устройствах, стыковых соединениях. 


2. Образцы и оборудования для испытаний


Испытания образцов противопожарных конструкций должны проводиться в испытательных печах, обеспечивающих создание режима тепловой нагрузки и контроль необходимых параметров в соответствии с требованиями ДСТУ Б 1.1-4. 


Образцы для испытаний на огнестойкость должны быть изготовлены в соответствии с требованиями технической документации при соблюдении технологии, применяемой на предприятии-изготовителе. 


Образцы для испытаний должны по возможности иметь размеры 2010 мм х 2540 мм, которые обеспечивают площадь нагрева 4,65 кв.м. Предварительная оценка огнестойкости отдельных узлов и деталей может осуществляться на малогабаритных образцах. 

Перед испытаниями образец должен быть выдержан в условиях относительной влажности 50-70% и температуре 20 + - 5 ° С в течение 48 часов. 

Система для измерения температуры в печи должна соответствовать требованиям ДСТУ Б 1.1-4. 

Способ крепления опытных образцов в печи должен обеспечивать непроницаемость для пламени по всему их периметру в процессе проведения эксперимента. 


3. Температурный режим и давление при испытании


3.1. В основу огневых испытаний положена международная методика одностороннего нагрева опытных образцов по температурному режиму стандартного пожара, согласно которому средняя температура в огневой камере печи в отдельные моменты времени определяется зависимостью: 

                      T = 345 lg (8t +1) + 20, (4.1) 

                       s 

где t - время, учитывается с начала испытания, мин .; 

     T - температура, соответствующая времени t, ° С 

      s 

     

3.2. Допустимые отклонения d средней температуры печи T от f стандартного температурного режима не должны превышать следующих значений:

   

 а) + - 15% ______________________________________ для 0 <t <= 10 

 б) + - 15% - 0,5 (t - 10) _______________________ для 10 <t <= 30 

 в) + - 15% - 0,83 (t - 30) ______________________ для 30 <t <= 60 

 г) + - 2,5% _____________________________________ для t> 60 

  

Отклонение d рассчитывают по формуле 

                                 T - T 

                                  f s 

                           d = ------- 100% (4.2) 

                                   T 

                                    s 


3.3. Давление в огневой камере на уровне примерно 1/3 высоты опытного образца в период испытания должен быть равен давлению в помещении, где установлена печь. 


4. Измерение температуры на поверхности, не нагревается 


4.1 Для измерения температуры на не обогреваемой поверхности образца необходимо использовать термопары из проволоки диаметром от 0,5 до 0,75 мм типа ТХК или термопары других типов (по ГОСТ 3044-84), пригодные для измерения температуры в диапазоне от 0 до 300 град. C. 


Измерительный (горячий) спай каждой термопары должен быть припаян в центре наружной поверхности медного диска диаметром 12 мм и толщиной 0,2 мм, который прикрепляется к необогреваемой поверхности образца в необходимом месте с помощью шпилек, болтов и других приспособлений и материалов, обеспечивающих надежное крепление диске. Медный диск накрывается сверху квадратной накладкой размером 30 мм х 30 мм из базальтового картона толщиной 2 мм, которая прижимается к необогреваемой поверхности образца металлической скобой или другими возможными способами. 


4.2. Установка термопар производится в таких местах не нагревательной поверхности (см рис. №1): 


а) одна термопара в центре поверхности образца (но за пределами стыка, если таковой существует); 


б) четыре термопары по одной примерно в центре каждой четверти площади образца; 


в) одна термопара на вертикальном стыке; 


г) в местах, не перечисленных выше, но в которых возможна более высокая температура из-за конструктивных особенностей образца. 

Средней температуры берется среднее арифметическое значение температур, измеренных в точках, обозначенных в пунктах а) и б). 


Регистрация показаний термопар осуществляется автоматически с помощью электронных самопишущих потенциометров. 


5. Наблюдение в период испытания 


В период проведения огневых испытаний должен проводиться контроль за обеспечением температурного режима в печи, показаниями термопар на не нагреваемой поверхности, а также за появлением признаков потери огнестойкости испытуемого образца.


Рисунок 4.1.png

Рисунок 4.1 Схема размещения термопар на поверхности образца, не нагревается. 

- 1 - вариант образца щитовой конструкции; 

- 2 - вариант образца с дверью и деталями вагонной арматуры; 

- а, б, в, г - точки установки термопар; 


Контроль огне- непроникаемости образцов в процессе их испытаний на огнестойкость осуществляется с помощью устройства на основе ватного тампона размером 100 мм х 100 мм х 20 мм, изготовленного в соответствии с требованиями ДСТУ Б 1.1-4, который через каждые 5 мин. должен подниматься в наиболее опасных мест не нагреваемой поверхности испытываемого образца (щелей, трещин, зазора между полотном двери и их рамой и т.д.) и в течение 30 с удерживаться на расстоянии 25 мм от щели. 


Момент зажигания ватного тампона характеризует потерю непроницаемости опытного образца для пламени. 

В процессе огневых испытаний необходимо фиксировать все изменения в поведении опытного образца (выделение значительного количества дыма, перекос и искривление дверного полотна, нарушение элементов крепления и фиксации и т.п.). 


Перед началом, в процессе и после окончания огневых испытаний должно проводиться фотографирование опытного образца, тщательный осмотр наружных поверхностей, отдельных конструктивных элементов и деталей крепления и тому подобное. 


6. Предельное состояние внутривагонного противопожарных конструкций по огнестойкости


Предельное состояние по огнестойкости внутривагонного противопожарных конструкций, а также их отдельных узлов и деталей в процессе исследований определяется по признаку потери целостности и потери теплоизолирующей способности. 


Предельное состояние по признаку потери целостности является состояние, при котором выполняется одно из следующих условий: 

возгорания или тления со свечением ватного тампона, что возведен в необогреваемой поверхности образца в места трещин на расстояние от 20 до 30 мм в течение промежутка времени от 10 до 30 с; 

пламени на необогреваемой поверхности образца наблюдается в течение промежутка времени не менее 10 с. 


Предельным состоянием по признаку потери теплоизолирующей способности является превышение средней температуры на необогреваемой поверхности образца над начальной средней температурой этой поверхности на 140 ° С или превышение температуры в произвольной точке необогреваемой поверхности образца над начальной температурой в этой точке на 225 ° С 


7. Оценка результатов испытаний


7.1. За результат испытаний принимают предел огнестойкости конструкции, определенный по формуле 

                         t = t - ДЕЛЬТА t, (4.3) 

                          fr mes 

где t - предел огнестойкости конструкции, мин .; 

         fr 

t - наименьшее значение времени от начала испытания до mes достижения предельного состояния по огнестойкости, определенное по результатам испытаний одинаковых образцов, мин .; 

     

ДЕЛЬТА t - погрешность испытания, мин.


     Значение погрешности приводятся в стандартах на методы испытаний на огнестойкость конструкций конкретных типов. Если значение погрешности ДЕЛЬТА t в стандарте не приведены, то его определяют по формуле


ДЕЛЬТА t = 0,015 t + 3 (4.4)  mes


7.2. Величину фактического предела огнестойкости допускается оценивать по результатам испытаний только одного образца, если огнезащитные свойства данной конструкции заранее проверялись на малогабаритных образцах и по результатам других испытаний. 

Образец признается выдержавшим испытания, если: 

- предел огнестойкости по признаку потери целостности составляет не менее 20 мин.

- Для образцов межкупейной перегородки и огнеостанавливающих фрамуг; не менее 30 мин.

- Для образца перегородки между пассажирским салоном и купе проводников;


7.3. Результаты испытаний не могут переноситься на конструкции, в которых в качестве замены были использованы другие материалы, а также на конструкции, в которые были внесены конструктивные изменения или была изменена технология их изготовления.


8. Правила оформления результатов испытаний


Результаты испытаний оформляются протоколом или отчетом. 


Протокол испытаний (отчет об испытаниях) должен содержать сведения об образцах, которые были испытаны, условия и результаты испытаний, а именно: 

- название и адрес лаборатории, проводившей испытания; 

- дату испытаний; 

- наименование конструкции, образцы которой были испытаны; 

- название и адрес заказчика, а также название изготовителя образцов; 

- перечень материалов и изделий, которые были использованы для изготовления образцов, с названиями их изготовителей; если изготовитель материала или изделия неизвестен, то это следует указать; 

- эскизы, фотографии и описание образцов;

- описание расположения термопар на образцах;

- способ опоры и крепления образцов в печи;

- результаты измерений температуры в помещении, где находится печь;

- результаты измерений температуры в печи;

- сведения о том, проводились при испытаниях измерения избыточного давления в печи;

- результаты измерений температуры на образцах;

- описание процесса определения целостности образцов с фиксацией во времени результатов определения целостности;

-описание поведения образцов в процессе испытаний;

- время начала и окончания испытаний и причину прекращения испытаний;

- оценку результатов испытаний;

- указания вида предельного состояния образцов по огнестойкости и предела огнестойкости конструкции;

- фотографии образцов после испытаний.

Заместитель начальника Управления 

военизированной охраны 

Укрзализныци М.С.Крамаренко


Средства защиты древесины от возгорания и гниения смотрите здесь   


Пропитки огнезащитные для текстильных материалов тут.






Аналоги огнебиозащиты: 1-й группе: ECOSEPT 450-1, ДСА-1, ДСА-2 по 2-й группе: БС-13, ECOSEPT-101, ХМББ-3324

По контракту: ХМФС с фторидом аммония, ХМФС с бифторид-фторидом аммония, ХМББ-1128, ХМББ-1212, ХМББ-3239, ХМХА-1110, ХМХА-1112, ХМХА-116, ФБС-211, ФБС-2515, ФБС-255, ДМФ-551, ДМФ-552, ДМФ-112, ББ-11, ББ-32, ХМФ-БФ

Классификация: Классификация антипиренов, Пожарно-технические характеристики для материалов
Информационные страницы (статьи): Огнебиозащита древесины

Яндекс.Метрика